Являются ли жертвы абьюза созависимыми?

abused1

Являются ли жертвы абьюза созависимыми?

перевод статьи «Are Abused Victms Codependent?»  с сайта  cryingoutforjustice.com, перевод Елены Исаевой.

 

Термин «созависимые» часто используется для описания отношений между жертвами абьюза и их абьюзерами, будь то описания, сделанные психологом-консультантом, терапевтом, другом или писателем. Легко найти статьи в интернете, которые связывают созависимость и домашнее насилие. Например, одна из статей, что я нашла, озаглавлена “Домашнее насилие: «C» как в слове «Созависимость»

В другой статье под названием “Как созависимость согласуется с домашним насилием”, говорится:

Можно легко увидеть, как пострадавший супруг попадает в эти деструктивные паттерны [созависимости].  Созависимость также прогрессирует.  Чем дольше человек остается в разрушительных отношениях, тем более созависимыми они становятся. . . Обычно жена подсознательно подпитывает поведение насилия из-за отчаянных потребностей, похожих на пристрастие к веществу, однако в данном случае это зависимость от нездорового поведения своего обидчика. . .

И, наконец, статья, Насилие в семье, Часть 2, расказанная брачным и семейным терапевтом:

Есть еще один концепт под названием ‘созависимость’, который используется в отношениях с физическим насилием.  В основном, созависимость означает:  Я вижу, что с тобой не так, и я знаю, как привести тебя в порядок.  Я сделаю тебя лучше, исцелю, сделаю заметным твой потенциал.  Никто не понимает тебя так, как я.  Я знаю, все, что тебе нужно, это немного любви, моей любви, и ты расцветешь,  вырастешь в того, кто ты есть на самом деле.’ Что удивительно в отношении созависимости — оба, и насильник и потерпевший говорят это друг о друге.

Но действительно ли женщины, живущие с абьюзивными мужьями созависимы?  Раньше я думала, что я созависимая.  Я читала книги, которые популяризировали концепцию созависимости — книги таких авторов, как Мелоди Битти — и я была почти убеждена, что это моя вина в том, что я созависимая.  Я говорю почти, потому что часть меня еще не была уверена, но я не знала почему.  Тогда я начала узнавать о менталитете и тактике абьюзеров.

Пришло время для тщательной проверки термина «созависимый» и как он применяется к абьюзивным отношениям, прежде чем мы либо повесим на жертву ярлык «созависимая», либо вообще примем этот ярлык.  Начнем с происхождения слова «созависимый».

Происхождение термина «созависимый»

Термин «созависимый»  сравнительно недавний, датированный не далее чем 70-ми годами.  В своей статье «Наиболее часто неверно употребляемые психологические термины Часть 2», доктор Джордж Саймон объясняет,

Термин «созависимость» появился из литературы по самопомощи в восстановлении (на основе 12-шаговой модели лечения зависимостей) 70-х и 80-х годов и изначально был предназначен для описания явления, когда жизнь не употребляющего вещества супруга, партнера или других членов семьи, становилась так же управляема веществом (веществами), как и жизнь активного потребителя вещества.  Так что, по сути, оба: и потребитель и неупотребляющие были так или иначе зависимы (т. е. созависимы) от одного и того же вещества (веществ), хотя один из них и не был формально зависим.  …

Кроме того, Greg Dear в своей статье “Обвинение жертвы: Насилие в семье и модель созависимости” объясняет, что,

мнение, что проблемные алкоголики и их партнеры развивают взаимодополняющие отношения, в которых каждый из них усиливает патологические потребности другого. . . была разработана из грубой и упрощенной адаптации теории систем, включающей аспекты модели тревожной личности, которая [некоторые исследователи] была дискредитирована десятью годами ранее.

Так что понятие созависимости никогда не предназначалось для описания отношений между избиваемой женщиной и ее абьюзером, оно изначально было предназначено для описания взаимодействия человека с химической зависимостью и другими членами семьи, затронутыми этой зависимостью  — но это теория, которая продолжает использоваться профессионалами и обывателями сегодня, несмотря на то, что в то время, когда эта теория возникла, она уже была некоторыми поставлена под сомнение.

Характеристики Созависимости или последствия абьюза

Некоторые люди утверждают, что у жертвы абьюза, так много из характеристик созависимости, поэтому как она может ею не быть?  Хотя CoDA.org (анонимные созависимые) не предлагает определение созависимости, они предлагают в качестве инструмента для оказания помощи в самоанализе, длинный список паттернов и характеристик.  Вот некоторые из них:

  • Ей трудно определить, что она чувствует.
  • Она испытывает затруднения при принятии решений.
  • Она всегда строго оценивает все, о чем думает, что говорит, что делает как “недостаточно хорошо”.
  • Она не воспринимает себя заслуживающей любви или ценной личностью.
  • Она откладывает в сторону свои собственные интересы и хобби, чтобы делать то, что хотят другие.
  • Она поступается собственными ценностями и принципами, чтобы избежать отвержения и гнева других людей.

Когда я впервые прочитала эти характеристики, я снова была замешательстве, потому что я могла идентифицировать себя с каждым пунктом, и знаю, что другие жертвы насилия описывали схожие черты в себе.  Но являются ли они характристиками созависимости, или это следствия или реакции на абьюз? В своей статье “Являются ли созависимыми женщины, живущие с абьюзерами?”, доктор Клэр Мерфи объясняет, как последствия абьюза часто ошибочно относят к характеристикам  созависимости:

Исследования женщин показывают, что перечисленные выше характеристики являются следствием переживания долгосрочного, постоянного, непрекращающегося абьюза и контроля. Многие мужчины-абьюзеры, унижают и запугивают женщин, убеждая в том, что они заслуживают физического или сексуального насилия, оскорбления или других форм наказания.

Тактика абьюза включает в себя промывание мозгов женщин, чтобы они поверили, что думают и чувствуют нечто, отличающееся от того, что они испытывают на самом деле.  Многие лица, совершившие бытовое насилие, контролируют процесс принятия решений.  Многие делают женщин неподобающими для принятия решений или обесценивают решения, принятые женщинами. Многие мужчины-абьюзеры порабощают женщин, требуя, чтобы она была более чем идеальной домохозяйкой, партнером или женщиной.  Ни один человек не может удовлетворить таким требованиям, поэтому никогда не может быть достаточно хорошим.  Будучи униженной несколько раз в день или несколько раз в неделю, месяц за месяцем, приводит к ощущению себя недостойной любви и ничего не стоящей.

Изменение своих ценностей и принципов во избежание отвержения и гнева, часто являются осознанно выбранной стратегией самосохранения женщин, подвергающиеся абьюзу и контролю.  Женщины, которых я интервьюировала, могут противостоять мужчине, избегать его, лгать ради получения некоторой свободы, быть абсолютно честной, чтобы попытаться заставить его перестать контролировать, самим становиться агрессивными, словесно мстить, быть пассивной и тихой.  Тем не менее эти женщины будут затаивать знания о своем истинном «я», и в то же время пробовать различное поведение, которое идет в разрез с их ценностями, чтобы предотвратить или остановить абьюз.  Это не стратегии созависимого человека.

Созависимый абьюзер

По определению, если жертва созависима, то абьюзер также обязательно должен быть созависимым, что отмечается в одной из цитат выше:

Есть еще один концепт под названием ‘созависимость’, который используется в отношениях с физическим насилием. В основном, созависимость означает:  Я вижу, что с тобой не так, и я знаю, как привести тебя в порядок.  Я сделаю тебя лучше, исцелю, сделаю заметным твой потенциал.  Никто не понимает тебя так, как я.  Я знаю, все, что тебе нужно, это немного любви, моей любви, и ты расцветешь,  вырастешь в того, кто ты есть на самом деле.’ Что удивительно в отношении созависимости — оба, и насильник, и потерпевший говорят это друг о друге(курсив мой).

Согласно этому автору, зависимость  абьюзера — облагораживание своей цели.    Его «потребность» — просто привести ее в порядок, показать ее потенциал, чтобы она смогла расцвести.  Нуждающийся абьюзер виновен только в желании сподвигнуть к лучшему свою бедную жену.  Да, признается, что его методы неправильны, но, поскольку, как считают некоторые исследователи, эти методы — просто выученное поведение , считается, что насильник может быть обучен надлежащим методам при правильном лечении.

Теперь сравним это убеждение с определением абьюза от ACFJ (A Cry for justice):

Абьюз по своей сути — это ментальность.  Это позиция установленной нормы.   Абьюзер считает себя наделенным правом.  Он является центром мира, и он требует, чтобы его жертва делала его центром своего мира.  Его цель — власть и контроль над другими.  Для него власть и контроль — это его естественное право, и он чувствует себя вполне оправданным, используя любые средства, необходимые, чтобы получить эту власть и контроль. Абьюзер не стеснен угрызениями  здоровой совести, у него действительно часто нет совести.

Как же увязать убеждение выше с определением абьюза от ACFJ?  Очень просто — никак.  Дадим доктору Джоржу Саймону объяснить, почему.  В своей книге, В овечьей шкуре , Саймон описывает отношения между Дженис и Биллом, типичные отношения жертвы и абьюзера.  Саймон так говорит о Билле:

Билл — активно-независимая личность и мучитель. Активно-независимый стиль преодоления трудностей Билла отражается буквально во всем, что он делает… [и] хотя его тактика игры в нуждающегося мужа производит впечатление, что он зависит от Дженис, его желание удерживать ее в значительной степени прагматично.  У него есть солидный достаток и собственность, и он не хочет законного раздела имущества. Он бы предпочел удерживать Дженис на буксире и ходить налево втихаря.  Не ошибитесь, Билл очень независимый парень.

Когда меня спросили, был ли Билл хоть в какой-то степени созависим с Дженис, потому что он так сильно боролся, чтобы не потерять ее, я ответил, что Билл, будучи агрессивной личностью, просто ненавидит проигрывать.  Проигрыш означает отказ от позиции доминирования и власти.  И не важно, в каких отношениях он находится, Билл стремится быть главным и все контролировать.  В любых абьюзивных отношениях другой человек никогда не является объектом желания агрессора, объект желания — позиция.  Каждый раз, когда Дженис чувствует себя вправе даже думать об уходе, баланс силы нарушается.  Вот когда Билл переходит к войне.  Он не борется, чтобы удержать женщину, которую он любит, хочет или в которой нуждается. Он борется, чтобы остаться на вершине.

Опасность в применении концепции Созависимости к абьюзивным отношениям.

Давайте продолжим использовать отношения Дженис и Билла в качестве типовой модели.  Если Дженис является созависимой, то считается, что она не настойчива в выражении своего мнения, потребностей или прав. Поэтому counselor (консультант), применяя типичное лечение созависимости, может предположить, что стимулирование Дженис быть более настойчивой в этих областях, будет хорошо для нее.  Ведь одной из характеристик бытия созависимых является отсутствие притязаний.

Давайте еще раз посмотрим на то, что Саймон сказал о Билле, когда Дженис чувствовала себя вправе отстаивать свое желание уйти.

«Вот когда Билл переходит к войне.»

Вы видите, что происходит, когда Дженис становится все более напористой? Билл становится все более жестоким.  И кто вы думаете, выиграет эту войну?

По словам Альберта Робертса, профессора уголовного судопроизводства в университете штата Нью-Джерси, жертвы, подключающиеся к лечению созависимости, часто испытывают больше насилия. Он объясняет:

Цели Ал-анон и лечения созависимости, как правило, включают в себя помощь членам семьи алкоголиков в фокусировании на себе, помогают практиковать эмоциональную отстраненность от потребителей вещества, а также выявить и остановить их потворствующее или созависимое поведение, и перестать защищать своих партнеров от пагубных последствий зависимости.  Хотя эти стратегии и цели могут быть полезны для женщин, чьи партнеры не отличаются агрессивностью, для женщин, подвергающихся избиениям, такие изменения, вероятно, приведут к эскалации насилия, включая физическое насилие.

Избиваемые женщины часто очень восприимчивы к настроениям своих партнеров как к способу оценить уровень опасности.  Они фокусируются на потребностях своих партнеров и покрывают их, используя это как часть стратегии выживания.  Поведение избиваемых женщин не является симптомом некоторой глубинной «дисфункции», но является необходимым навыком для спасения жизни, который защищает их и их детей от дальнейшего вреда.  Когда избиваемые женщины поощряются к остановке такого поведения, через самофокусировку и отстраненность, они, по сути, просят прекратить делать вещи, которые могут сохранять их и ребенка в наибольшей безопасности.

Ярлык «Созависимый» обвиняет жертву.

Будучи названной «созависимой», подразумевается, что жертва каким-то образом ответственна за насилие, которое она получает и/или попустительствует абьюзеру.  Хотя кажется вероятным, что у жертвы есть какие-то личные проблемы или другие виды зависимости, которые она должна проработать, подразумевая, что она созависимая и, как минимум, частично ответственна за действия насильника, такой взгляд может не только причинить вред ее лечению, но в некоторых случаях быть очень жестоким.  Доктор Мерфи объясняет, каким образом навешивание ярлыка созависимой на жертву является не только неверным употреблением термина, но также является жестоким.

Каждый, кто навешивает ярлык созависимой на любого, живущего с мужчиной, который существует в паттерне психологического насилия и контроля, винит жертву и патологизирует ее.  Этот ярлык означает, что у жертвы есть модели поведения, которые вытягивают насилие из мужчины.

Многие виновники насилия над близкими считают себя  королем в замке, боссом, владыкой, которому должны подчиняться любой ценой. Такие взгляды могут закрадываться медленно с течением времени, загоняя в ловушку и лишая уверенности своих партнерш.  Эти мужчины могут также быть обаятельными, заботливыми, оберегающими и добрыми в другое время.  Это сбивает женщин с толку.  Многие женщины тратят годы, пытаясь понять и изменить жестокое поведение мужчины — они не приемлют насилие как свой удел.

Такого рода намеренное поведение, направленное на подобострастие, при принижении женского самоуважения, и личной неприкосновенности, является отличительной чертой систематических паттернов. Паттерн, который влечет за собой отказ насильника брать на себя ответственность за свое поведение и влечет за собой обвинение женщины, сбивая ее с толку, изолируя ее, делая ее неправой и требуя уважать позицию абьюзера как мужчины.  Преодоление подобного поведения не делает женщину созависимой.

Кроме того, Dear объясняет, что применение модели созависимости к насилию в семье не только обвиняет жертву, но и может подорвать ее способность  уйти из абьюзивных отношений. Он говорит:

Использование модели созависимости в области бытового насилия вызывает серьезную обеспокоенность.  Точка зрения, что все женщины, испытывающие трудности в уходе от жестоких или абьюзивных мужчин имеют некоторые формы нарушения личности, опасна, потому что она обвиняет жертву, что она не смогла предотвратить, избежать или справиться с насилием. . .  Кроме того, обвинение жертвы, в дальнейшем подрывает ее способность принять меры против насилия. . . Как объясняет Роксбург, обвинение жертвы:

  • усиливает низкую самооценку оскорбленной женщины…
  • может противоречить ее интерпретации ситуации насилия и исказить ее версию происходящего. . .
  • может ослабить ее решимость действовать, потому что она чувствует себя виноватой и поэтому заслуживает насилия
  • заставляет ее чувствовать себя недостойной помощи
  • снизить эффективность терапии, цель которой предоставить помощь, которая принесла бы реальную пользу женщине.
  • и не соответствует действительности.

Явно неправильное использование термина созависимые применительно к абьюзивным отношениям — обычное явление — слишком обычное.  В некоторых ситуациях использование неверного термина не имеет большого значения, так как не несет серьезных последствий.  Но в ситуации неверного использования термина «созависимость» в отношении жертв абьюза, важно правильно его понимать, так как есть серьезные последствия: жертве, возможно, будут советовать следовать плану лечения, который может нанести ей вред или, как минимум, продлить насилие, ее обвиняют в действиях, которые ей не подконтрольны, в то время как действия абьюзера минимизируются.

Сейчас я полностью уверена, что применение концепции созависимости к жертвам абьюза является не только неверным использованием термина, но также непригодным и даже губительным для жертвы.

Для дальнейшего чтения:

Интервью с Catherine DeLoach Lewis (Часть 2) — христианский психолог объясняет, почему она не использует термин «созависимый» для описания жертв домашнего насилия.

Миф о “Стокгольмском синдроме” и другие ярлыки, которые используются для дискредитации и патологизации жертв насилия— этот пост объясняет, как термин созависимость является одним из многих терминов, которые были использованы для патологизации и дискредитации жертв насилия и их угнетения.